Версия сайта для слабовидящих

График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00

Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день

Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru

 

аксаков

     ЧАРОДЕЙ СЛОВА

     Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог - таким вошел в сердце русского читателя автор "Семейной хроники" и "Детских годов Багрова-внука".
        В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место. Прочитав однажды в журнале отрывок из "Семейной хроники", Чернышевский заметил, что в ней "много правды", что "правда эта чувствуется на каждой странице". Можно было бы добавить - и на многих страницах других произведений писателя.
        С. Т. Аксаков - трудный для осмысления художник. Да и творческий путь его - одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Нет другого примера, когда бы начало и завершение пути писателя были столь различны. И, однако же, нет большей ошибки, чем та, которую допускали исследователи, безоговорочно противопоставлявшие позднего Аксакова -- раннему, не желавшие видеть мучительно долгий, трудный, но неуклонный процесс вызревания реалистического таланта писателя.
Аксаков Сергей Тимофеевич родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область), где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
   В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. Именно природа Оренбургского края наполнила душу, Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих произведений.
   В 1801 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Гимназическая и студенческая пора с теплотой вспоминались писателю и годы спустя, во время работы над мемуарами.
Именно в гимназии и в университете проявился глубокий интерес к литературе, родившийся под влиянием преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова. Аксаков основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах. Первые стихотворные произведения Аксакова - "К соловью", "К неверной" и другие - окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях.
    В 1807 г. Аксаков приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, С. Н. Глинкой, М. Шатровым. В это время происходит литературный дебют Аксакова - журнал "Русский вестник" печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Софокла, и т. д.
   В 1816 г. Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В семье писателя было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.
Зиму 1820/21 г. Аксаков провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным и продолжал свои литературные занятия. Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.
     Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Благодаря знакомству с А. С. Шишковым, Аксаков занимает место цензора Московского цензурного комитета. Но по-прежнему главные интересы Аксаков посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч - так называемые Аксаковские субботы, на которых, помимо старых друзей, стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов; математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин и другие.
    Летом 1832 г. в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием.
    В московский период разворачивается деятельность Аксакова как литературного и театрального критика. Его театральные рецензии публикуются на страницах журналов как «Московский вестник» и «Галатея».
В "Письме к издателю «Московского вестника», опубликованном в № 6 за 1830 г., критик поставил А. С. Пушкина в пример другим литераторам, ибо он имеет "такого рода достоинства, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец".               Журнальные выступления Аксакова обратили на себя внимание Пушкина, с которым критик познакомился лично.
Вершиной литературной деятельности Аксакова 20 - начала 30 годов стал его небольшой очерк «Буран». Писатель не только впервые поднялся здесь до уровня большой литературы, но и нашел свой истинный род творчества, основанный на открытом или подспудном "биографизме", на максимально полном и точном воспроизведении былого и пережитого, на безыскусном и в то же время динамичном описании, как природы, так и душевных движений сталкивающегося с ней человека. «Буран» явился прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова.
     В 1847 г. Аксаков опубликовал «Записки об уженье рыбы», над которыми работал с 1840 г. Книга имела огромный успех, побудивший Аксакова в 1849 г. приступить к "Запискам ружейного охотника Оренбургской губернии". Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая глава книги представляла собой законченное литературное произведение – очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте и личных воспоминаниях. И.С. Тургенев писал: "Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в этом уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков". Ему вторил Н.Г. Чернышевский: "Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами".
     Пятидесятые годы стали для Аксакова периодом тяжких испытаний. Он мучительно пережил смерть Гоголя и сожжение второго тома "Мертвых душ". Почти сразу в «Московских ведомостях» было опубликовано «Письмо к друзьям Гоголя» (1852) и «Несколько слов о биографии Гоголя» (1853), в которых Аксаков призвал с особым вниманием и осторожностью относиться к публикации материалов о жизни Гоголя.
      Одновременно и сам Аксаков приступил к написанию мемуаров. Однако эта работа вскоре прервалась на некоторое время и вновь была возобновлена в 1853 году, после ознакомления с «Записками о жизни Н. В. Гоголя» П. А. Кулиша. С большими перерывами работа над воспоминаниями продолжалась всю оставшуюся жизнь Сергея Тимофеевича, и, к сожалению, так и не была завершена. Сами мемуары охватывают период с 1832 по 1842 год, но к ним была добавлена переписка Аксаковых с Гоголем с небольшими комментариями за все дальнейшие годы. Полностью «История моего знакомства с Гоголем» была опубликована лишь в 1890 году.
Во второй половине 50-х годов резко ухудшается здоровье писателя, он стремительно слепнет. И ... продолжает работать: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.— "Детские годы Багрова-внука".
Автобиографическая дилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. "Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходит совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно," - писал Сергей Тимофеевич, характеризуя свой творческий метод. И.С.Тургенев поддержал замысел Аксакова написать книгу для детей и так отозвался о романе "Семейная хроника": "Эта ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя. Вот он настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот зачатки будущего русского романа".
     В документальной прозе Аксакова отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К «Семейной хронике» и «Детским годам...» примыкают другие мемуарные произведения писателя: «Воспоминания», «Литературные и театральные воспоминания» (опубликованы в 1856-858 гг.). Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
      Приложением к "Детским годам Багрова-внука" стала знаменитая сказка Аксакова "Аленький цветочек". Сказка постоянно выходила отдельными изданиями, эта книга есть во всех библиотеках, по сказке были созданы диафильм, мультфильм, художественный фильм. В сознании многих "Аленький цветочек" - народная сказка. Такова сила таланта Аксакова и волшебство его художественной речи.
    Произведения Аксакова дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова обладают той удивительной силой нравственного воздействия на читателя, которая позволила им стать замечательным средством воспитания человека в человеке.
    Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний Аксакова, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения.

Произведения С.Т. Аксакова, имеющиеся в районной библиотеке:

Собрание сочинений: в 3-х т. – М.: Худож. лит., 1986
Избранное /сост. и примеч. А.Л. Осповатов. – М.: Моск. рабочий, 1987. – 544с.
Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи /худож. Е. Попкова. – М.: Изд-во «Белый город», 2006. – 47с. – (Классики - детям)
Детские годы Багрова-внука /предисл. В. Богданова. – М.: Дет. лит., 1986. – 318с., ил. – (Школьная б-ка)
Записки ружейного охотника Оренбургской губернии /вступит. ст. и примеч. В.А. Богданова; худож. Э.А. Жаренова. – М.: Сов. Россия, 1987. – 528с.
Рассказы о родной природе /сост., вступит. ст. и примеч. Н.П. Пахомова; рис. Г. Никольского. – М.: Дет. лит., 1987. – 143с., ил.
Семейная хроника /вступит. ст. С. Машинского. – М.: Правда, 1983. – 544с., ил.

Литература о С.Т. Аксакове:

Глухов, А. Поэтический мир детства: [о творчестве С.Т. Аксакова] /А. Глухов. – Библиотекарь. – 1991. - № 9. – С. 61-63
Жданов, С. Капля аксаковской росы /С. Жданов //Оренбургский край. – 2010. - № 2. – С.46-49
Сергей Тимофеевич Аксаков: Творчество русского писателя-прозаика, мемуариста [Электронный ресурс]
/ Internet . – Режим доступа: http://www.aksakov.net.ru/


  

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

 

   

Поиск

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Праздники России

Советует читатель

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.