Версия сайта для слабовидящих

График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00

Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день

Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru

ГлавнаяUncategorised

 

 

Ссылка на анкетирование.
(Анкета для граждан Российской Федерации
старше 18 лет)

Uncategorised

Михаил Пришвин

Певец русской природы

Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.
(Пришвин М. М.)

Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье.
В 1883 поступает в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю", заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.
В 1893 поступает в Рижский политехнический институт, где увлекается идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.
В 1900 – 1902гг. учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.
Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу, где он знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Становится известным в литературных кругах, сближается с А.Ремизовым и Д.Мережковским, а также с М.Горьким и А.Толстым.
В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга "У стен града невидимого". Очерки "Адам и Ева" и "Черный араб" были "написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912. .
В годы первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.
После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России. В эти же годы он писал автобиографический роман "Кащеева цепь", начатый им в 1923, над которым работал до последних дней.
В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написал в повести "Неодетая весна". В годы Отечественной войны писатель создает "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Повесть нашего времени" (1945), сказку-быль "Кладовая солнца". В последние годы жизни много сил и времени отдавал дневникам (книга "Глаза земли", 1957).
В возрасте 81 года М.Пришвин умер 16 января 1954 в Москве.
Михаил Пришвин был простым и мудрым человеком, удивительно цельным и чистым, быть может, даже и наивным. Всю жизнь он сохранял в себе максимализм молодости и юношескую экзальтацию. Это Пришвин назвал реки и озера «глазами земли». Это он, Пришвин, смог так придумать: «весна света». Только он мог описывать торфяные болота как «кладовые солнца» и тронуть рассказом о «горячей душе дерева» или «бездонной нежности зверей».
Горький о нем писал: "Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас".
И еще: "Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами".
Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то, же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче.
Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не, всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.
На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: "Пишу – значит, люблю", - говорил Пришвин.

Произведения М.М. Пришвина, имеющиеся в районной библиотеке:

Собрание сочинений (Текст): в 8т. – М.: Худож. лит., 1982
Избранное (Текст) / сост. и вступит. ст. Ю.А. Козловского; ил. Г.Е. Никольского. – М.: «Правда», 1977. – 463с.
Избранные произведения /сост., вступит. ст. и прим. Б.С. Дыхановой. – М.: Правда, 1988. – 464с.
В краю непуганых птиц (Текст). – Петрозаводск: «Карелия», 1970. – 367с.
Глаза земли: Корабельная чаща (Текст). – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1981. – 432с.
Желанная книга (Текст) / сост., вступит. ст. и примеч. А.Л. Киселева; худож. А. Денисов. – М.: Сов. Россия, 1987. – 416с.
Женьшень (Текст): повесть. – Хабаровск: кн. изд-во, 1987. – 104с.
За волшебным колобком (Текст) / сост. А. Макаров. – М.: Моск. рабочий, 1984. – 416с.
Зеленый шум (Текст) / вступит. ст. К.Г. Паустовского; ил. С.М. Харламова. – М.: Правда, 1983. – 480с., ил.
Лесная капель (Текст) / сост. Л.А. Рязанова, Я.С. Гришина. – М.: Эксмо, 2010. – 573с.
Мирская чаша / худож. С. Соколов. – М.: Худож. лит., 1990. – 271с. – (Роман-газета для юношества)
Охотничьи были (Текст). – Л.: Лениздат, 1983. – 383с., ил.
Рассказы и очерки /вступит. ст. Ю.А. Козловского; ил. И.Н. Новодережкина. – М.: Правда, 1986. – 464с.
Путь к слову. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 262с.

Литература о М.М. Пришвине:

Курбатов, В. Михаил Пришвин [Текст]: очерк творчества / В. Курбатов. – М.: Сов. писатель, 1986. – 104с.
Россинская, С.В. За шаг до Гулага: [Текст] к 135-летию со дня рождения М.М. Пришвина / С.В. Россиннская // Новая библиотека. - 2008. - № 2. – С. 2-10

Афоризмы

План работы ЦРБ на 2022 год

Лермонтов

 Мятежный гений вдохновенья

«Каждый заново для себя открывает Лермонтова.
Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен,
что эти открытия будут продолжаться без конца».
С. С. Наровчатов

 

Несмотря на очень короткую жизнь, Михаил Лермонтов оставил потомкам немало замечательных произведений, составивших золотой фонд отечественной литературной классики. Они многократно издавались в нашей стране и переведены на многие иностранные языки. «Герой нашего времени» остается популярен во все времена, а стихи Лермонтова с детства знакомы, практически, каждому. Написанная Лермонтовым в 1835 году драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени», поэма «Ашик-Кериб» были экранизированы, а также входили и продолжают входить в репертуар многих театров.
Родился М.Ю. Лермонтов в ночь с 14 на 15 октября 1814 года в Москве. Был сыном военного, мать принадлежала к богатому и знатному роду. Брак родителей был несчастливым. Когда мальчику было всего три года, его мать умерла, на воспитание ребёнка взяла к себе бабушка, запретив отцу встречаться с сыном.
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование, успешно изучает иностранные языки. Детство будущего поэта прошло в Пензенской губернии. В 1825 году Лермонтов едет вместе с бабушкой на Кавказ на воды.
С 1827 года семья живёт в Москве, где через год Лермонтов поступает в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование. К этому времени Михаил Юрьевич уже пишет стихи.
После окончания учёбы поступил на службу в гвардию.
В 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Здесь он проникся духом вольнолюбия, так как это учебное заведение было одним из самых демократичных в России. На этот период приходится расцвет его лирического творчества. В 1832 году Михаил Юрьевич предпринимает попытку перевестись в Петербургский университет, но ему отказываются зачесть изученные в Московском университете предметы, и он решает посвятить себя военной карьере, поступая в этом, же году в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу в звании корнета и служит в гусарском полку. В это время Михаил Юрьевич пишет прозаические произведения ("Маскарад", "Княгиня Литовская", "Сашка" и др.), принесшие ему широкую известность.
По натуре Лермонтов был человеком страстным, с сильной волей и очень гордым. Он одинок всю свою жизнь, легко идёт на риск, участвует в дуэлях, никогда не был любимцем общества
В 1837 году он переводится в Нижегородский драгунский полк и уезжает на Кавказ. Лермонтов побывал в Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе. Он знакомится с декабристами, с грузинским поэтом Чавчавадзе. Во время пребывания на Кавказе пишет "Бородино". Влиятельные знакомые и родственники помогли сократить срок службы Михаила Юрьевича на Кавказе.
В 1838 году Лермонтов переведён в лейб-гвардию Гродненского полка (Петербург). С этого времени к поэту приходит слава талантливого литератора. Михаил Юрьевич знакомится со многими известными поэтами, общается с интеллигенцией Петербурга.
В 1840 году Лермонтов уже печатается в журнале "Отечественные записки". Ведущий критик журнала В. Г. Белинский высоко ценит Лермонтова, публикуя отзывы на его произведения. Но Михаил Юрьевич не всегда был принят литературными кругами, его критиковали, особенно после выхода в свет романа "Герой нашего времени", за отсутствие идеалов, за неприятие действительности.
Будучи человеком с обострённым самолюбием, Лермонтов вполне заслуженно получает славу отчаянного дуэлянта. В 1840 году Михаил Юрьевич участвовал в дуэли с сыном французского посла, за что и был отправлен на Кавказ в действующую армию. Лермонтов едет в Ставрополь и вскоре уже принимает активное участие в военных действиях, проявляя небывалую храбрость в сражениях.
В 1841 году Михаил Юрьевич приезжает в отпуск в Петербург. Николай I запрещает награждение Лермонтова боевыми наградами (в то время поэт уже имел репутацию вольнодумца и человека, активно критикующего политику властей). Михаил Юрьевич планирует выйти в отставку и заняться исключительно литературной деятельностью. Отставку он не получает, и в 1841 году вынужден вернуться на Кавказ. В Пятигорске он живёт, получив разрешение остаться там для лечения на водах. Здесь он встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли Лермонтова настигла смерть.
Прошло двести лет со дня рождения великого поэта, а любовь к нему новых поколений все возрастает. Круг людей, стремящихся глубже проникнуть в смысл произведений Лермонтова, все расширяется.

Произведения М.Ю. Лермонтова, имеющиеся в районной библиотеке:
Собрание сочинений в 4-х т. [Текст] / вступит. ст. и коммент. И.Л. Андронникова; оформл. Д. Шимилиса. – М.: Худож. лит., 1983
Т.1: Стихотворения. – 446с
Т.2 Поэмы и повести в стихах. – 542с.: 1л. порт.
Т. 3 Драмы. – 622с
Т. 4 Проза. Письма. – 592с.
Сочинения в 2-т. [Текст] / сост. и коммент. И.С. Чистовой; вступит. ст. И.Л. Андронникова. – М.: Правда, 1988 . – Т.1. – 720 с.; Т.2. – 704 с.
Избранные произведения [Текст] / вступит. ст. и коммент. А. Пескова. – М.: Худож. лит., 1985. – 511с.: ил.
Герой нашего времени [Текст]: роман. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2008. – 281с.
Демон [Текст]: Стихотворения. Поэмы, Пьесы. – М.: Эксмо, 2008. – 672с. – (Русская литература)
«И там же был слишком счастлив» [Текст]: Стихотворения. Поэма. Документы / сост. и предисл. В. Муравьева. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 302с.
Маскарад [Текст]: драма в 4-х действиях. – М.: Сов. Россия, 1989. – 192с.: ил.
Мцыри [Аудиокнига] / читает Г. Бортников, М. Ульянов. – Екатеринбург: ООО «Урал. электр. завод», 2008. – 1 электр. Опт. Диск (МРЗ)
Система требования: Pentium 100 MHz, 16mb RAM, 4-x CD-ROM, звук. карта SVGA, WINDOWS 98/ ME/ XP/ 20000
Русская мелодия [Текст]: поэзия, драматургия, проза / сост. вступит. ст. и примеч. И.П. Щеблыкина. – М.: Парад, 2007. – 664с.

Литература о М.Ю. Лермонтове:
Андронников, И. Лермонтов. Исследования и находка [Текст] / И. Андронников. – 3-е изд. – М.: Худож. лит., 1969. – 600с.; порт.
Андреев-Кривич, С.А. Тарханская пора [Текст] / С.А. Андреев-Кривич. – М.: Дет. лит., 1963. – 190с.: ил.
Висковатов, П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество /П.А. Висковатов; вступит. ст. Г.М. Фридлендера; коммент. А.А. Карнова. – М.: Современник, 1987. – 494с.: ил.
Герштейн, Э.Г. Судьба Лермонтова [Текст] / Э.Г. Герштейн. – М.: Сов. писатель, 1964. – 496с.
Иванова, Т. Лермонтов на Кавказе [Текст]: эссе / Т. Иванова. – М.: Дет. лит., 1968. – 210с.: ил.

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения

450 лет  со дня рождения  Уильям Шекспира

        Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке — о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды — все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.
Родился Уильям Шекспир в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит.
В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
В 1612 году Шекспир, никому ничего не объяснив, возвращается в Стратфорд-на-Эвон и, как ни в чем не бывало, продолжает спокойную семейную жизнь со своей женой Энн. К тому времени он - уже достаточно обеспеченный человек, имеющий дворянский титул. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился — 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Произведения У. Шекспира, имеющиеся в районной библиотеке
Избранное в лучших переводах знаменитых русских поэтов [Текст] /пер. с Б. Пастернака, М. Кузьмина, И. Евсы. – М.: Эксмо, 2009. – 352с.: ил. – (Мировая классика)
Гамлет, принц Датский [Текст]: трагедии /пер. с англ. Б. Пастернака. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2009. – 224с.
Исторические драмы [Текст] / пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1990. – 767с.: ил.
Как вам это понравится. Мера за меру [Текст]: пьесы / пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 315с.
Комедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 576с. – (Зарубежная классика)
Комедии, хроники, трагедии [Текст]: в 2-х т. / пер. с англ. ; вступит. ст. и коммент. Д. Урнова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т.1. – 783с.; Т. 2 - 670с.
Король Лир. Много шума из ничего. Сон в летнюю ночь [Текст] / пер. с англ. Т.Л. Щепкиной-Куперник. – М.: Профиздат, 2005. – 416с. – (Литературные шедевры)
Лирика [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 480с. – (Всемирная б-ка поэзии)
Мера за меру. Король Лир [Текст]: пьесы / пер. с англ. предисл. О. Сороки. – М.: Известия, 1990. – 256с.
Ромео и Джульетта [Текст]: трагедии / пер. с англ. Б. Пастернак. – М.: Эксмо, 2012. – 192с.
Сонеты [Текст] / пер. с англ. С.Я. Маршака. – СПб.: ИГ Азбука-классика, 2009. – 224с.
Трагедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 704с. - (Зарубежная классика)

Литература о У. Шекспире
Еремин, В.Н. Сто великих поэтов [Текст] / В.Н. Еремин. – М.: Вече, 2008. - С. 142-143. – (Сто великих)
Уильям Шекспир — гуманист, драматург и человек Возрождения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.w-shakespeare.ru/bio.htmlстальной. - Дата доступа. - 10.02.2014

Страница 15 из 24


  

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

 

   

Поиск

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Советует читатель

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.