Версия сайта для слабовидящих

График работы:
Понедельник – пятница –
с 9:00 до 18:00

Суббота – с 10:00 до 14:00
Воскресенье – выходной день

Наш адрес: г. Соль-Илецк, ул. Уральская, 24. Электронная почта: cdb_sol-ileck@mail.ru

ГлавнаяUncategorised

 

 

Ссылка на анкетирование.
(Анкета для граждан Российской Федерации
старше 18 лет)

Uncategorised

аксаков

     ЧАРОДЕЙ СЛОВА

     Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог - таким вошел в сердце русского читателя автор "Семейной хроники" и "Детских годов Багрова-внука".
        В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место. Прочитав однажды в журнале отрывок из "Семейной хроники", Чернышевский заметил, что в ней "много правды", что "правда эта чувствуется на каждой странице". Можно было бы добавить - и на многих страницах других произведений писателя.
        С. Т. Аксаков - трудный для осмысления художник. Да и творческий путь его - одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Нет другого примера, когда бы начало и завершение пути писателя были столь различны. И, однако же, нет большей ошибки, чем та, которую допускали исследователи, безоговорочно противопоставлявшие позднего Аксакова -- раннему, не желавшие видеть мучительно долгий, трудный, но неуклонный процесс вызревания реалистического таланта писателя.
Аксаков Сергей Тимофеевич родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область), где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
   В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. Именно природа Оренбургского края наполнила душу, Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих произведений.
   В 1801 г. Аксаков поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Гимназическая и студенческая пора с теплотой вспоминались писателю и годы спустя, во время работы над мемуарами.
Именно в гимназии и в университете проявился глубокий интерес к литературе, родившийся под влиянием преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова. Аксаков основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах. Первые стихотворные произведения Аксакова - "К соловью", "К неверной" и другие - окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях.
    В 1807 г. Аксаков приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, С. Н. Глинкой, М. Шатровым. В это время происходит литературный дебют Аксакова - журнал "Русский вестник" печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Софокла, и т. д.
   В 1816 г. Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В семье писателя было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.
Зиму 1820/21 г. Аксаков провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным и продолжал свои литературные занятия. Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.
     Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Благодаря знакомству с А. С. Шишковым, Аксаков занимает место цензора Московского цензурного комитета. Но по-прежнему главные интересы Аксаков посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч - так называемые Аксаковские субботы, на которых, помимо старых друзей, стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов; математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин и другие.
    Летом 1832 г. в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием.
    В московский период разворачивается деятельность Аксакова как литературного и театрального критика. Его театральные рецензии публикуются на страницах журналов как «Московский вестник» и «Галатея».
В "Письме к издателю «Московского вестника», опубликованном в № 6 за 1830 г., критик поставил А. С. Пушкина в пример другим литераторам, ибо он имеет "такого рода достоинства, какого не имел еще ни один русский поэт-стихотворец".               Журнальные выступления Аксакова обратили на себя внимание Пушкина, с которым критик познакомился лично.
Вершиной литературной деятельности Аксакова 20 - начала 30 годов стал его небольшой очерк «Буран». Писатель не только впервые поднялся здесь до уровня большой литературы, но и нашел свой истинный род творчества, основанный на открытом или подспудном "биографизме", на максимально полном и точном воспроизведении былого и пережитого, на безыскусном и в то же время динамичном описании, как природы, так и душевных движений сталкивающегося с ней человека. «Буран» явился прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова.
     В 1847 г. Аксаков опубликовал «Записки об уженье рыбы», над которыми работал с 1840 г. Книга имела огромный успех, побудивший Аксакова в 1849 г. приступить к "Запискам ружейного охотника Оренбургской губернии". Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая глава книги представляла собой законченное литературное произведение – очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте и личных воспоминаниях. И.С. Тургенев писал: "Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в этом уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков". Ему вторил Н.Г. Чернышевский: "Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами".
     Пятидесятые годы стали для Аксакова периодом тяжких испытаний. Он мучительно пережил смерть Гоголя и сожжение второго тома "Мертвых душ". Почти сразу в «Московских ведомостях» было опубликовано «Письмо к друзьям Гоголя» (1852) и «Несколько слов о биографии Гоголя» (1853), в которых Аксаков призвал с особым вниманием и осторожностью относиться к публикации материалов о жизни Гоголя.
      Одновременно и сам Аксаков приступил к написанию мемуаров. Однако эта работа вскоре прервалась на некоторое время и вновь была возобновлена в 1853 году, после ознакомления с «Записками о жизни Н. В. Гоголя» П. А. Кулиша. С большими перерывами работа над воспоминаниями продолжалась всю оставшуюся жизнь Сергея Тимофеевича, и, к сожалению, так и не была завершена. Сами мемуары охватывают период с 1832 по 1842 год, но к ним была добавлена переписка Аксаковых с Гоголем с небольшими комментариями за все дальнейшие годы. Полностью «История моего знакомства с Гоголем» была опубликована лишь в 1890 году.
Во второй половине 50-х годов резко ухудшается здоровье писателя, он стремительно слепнет. И ... продолжает работать: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.— "Детские годы Багрова-внука".
Автобиографическая дилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. "Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходит совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно," - писал Сергей Тимофеевич, характеризуя свой творческий метод. И.С.Тургенев поддержал замысел Аксакова написать книгу для детей и так отозвался о романе "Семейная хроника": "Эта ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя. Вот он настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот зачатки будущего русского романа".
     В документальной прозе Аксакова отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К «Семейной хронике» и «Детским годам...» примыкают другие мемуарные произведения писателя: «Воспоминания», «Литературные и театральные воспоминания» (опубликованы в 1856-858 гг.). Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
      Приложением к "Детским годам Багрова-внука" стала знаменитая сказка Аксакова "Аленький цветочек". Сказка постоянно выходила отдельными изданиями, эта книга есть во всех библиотеках, по сказке были созданы диафильм, мультфильм, художественный фильм. В сознании многих "Аленький цветочек" - народная сказка. Такова сила таланта Аксакова и волшебство его художественной речи.
    Произведения Аксакова дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова обладают той удивительной силой нравственного воздействия на читателя, которая позволила им стать замечательным средством воспитания человека в человеке.
    Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний Аксакова, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения.

Произведения С.Т. Аксакова, имеющиеся в районной библиотеке:

Собрание сочинений: в 3-х т. – М.: Худож. лит., 1986
Избранное /сост. и примеч. А.Л. Осповатов. – М.: Моск. рабочий, 1987. – 544с.
Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи /худож. Е. Попкова. – М.: Изд-во «Белый город», 2006. – 47с. – (Классики - детям)
Детские годы Багрова-внука /предисл. В. Богданова. – М.: Дет. лит., 1986. – 318с., ил. – (Школьная б-ка)
Записки ружейного охотника Оренбургской губернии /вступит. ст. и примеч. В.А. Богданова; худож. Э.А. Жаренова. – М.: Сов. Россия, 1987. – 528с.
Рассказы о родной природе /сост., вступит. ст. и примеч. Н.П. Пахомова; рис. Г. Никольского. – М.: Дет. лит., 1987. – 143с., ил.
Семейная хроника /вступит. ст. С. Машинского. – М.: Правда, 1983. – 544с., ил.

Литература о С.Т. Аксакове:

Глухов, А. Поэтический мир детства: [о творчестве С.Т. Аксакова] /А. Глухов. – Библиотекарь. – 1991. - № 9. – С. 61-63
Жданов, С. Капля аксаковской росы /С. Жданов //Оренбургский край. – 2010. - № 2. – С.46-49
Сергей Тимофеевич Аксаков: Творчество русского писателя-прозаика, мемуариста [Электронный ресурс]
/ Internet . – Режим доступа: http://www.aksakov.net.ru/

195 лет со дня рождения Н. Некрасова

                  Вчерашний день, часу в шестом,
                  Зашел я на Сенную;
                 Там били женщину кнутом,
                 Крестьянку молодую.
       Ни звука из ее груди,
      Лишь бич свистал, играя...
      И Музе я сказал «Гляди!
      Сестра твоя родная!»


         Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил, о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.
     Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
    Н.А. Некрасов родился 28 ноября (10 октября н.с.)1821 г. в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». 
    Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины ("Тройка", "Мороз, Красный нос", "В полном разгаре страда деревенская..." и др.).
     Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. Тогда же начал писать стихи.
    В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши. В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком В. Г. Белинским, который оказал на Некрасова огромное влияние - нравственное, литературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.
      С 1841 начал сотрудничать в Отечественных записках. В 1847 году писатель И. И. Панаев с Некрасовым приобрели журнал "Современник", основанный А. С. Пушкиным. В "Современнике" расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов.
    И. С. Тургенев публикует здесь "Записки охотника", И. А. Гончаров - роман "Обыкновенная история", В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен - повести "Сорока-воровка" и "Доктор Крупов". Здесь же Некрасов помещал и свои стихотворения. После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского - Чернышевского и Добролюбова.
      Влияние "Современника" росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добролюбов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышевского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.
Спустя полтора года Некрасов арендует "Отечественные записки" и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. "Отечественные записки" пользовались таким же успехом, как и "Современник".
     Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 года. Он закончил поэму "Саша", в которой хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних "героев времени", "лишних людей" из среды культурного дворянства. Тогда же он написал стихотворения "Забытая деревня", "Школьник", "Несчастные", "Поэт и гражданин". В этих произведениях обнаружились могучие силы народного певца.
Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. "Крестьянские дети" (1856), созданные одновременно с "Коробейниками", продолжают успех поэта. Поэма "Мороз, Красный нос" (1863-1864) наполнена светлой верой и доброй надеждой.
      Стихотворение "Орина, мать солдатская" (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатчины, но и над самой смертью.
    Декабристскую тему раскрывают поэмы "Дедушка" и "Русские женщины". В "Княгине Трубецкой" (1871) и "Княгине Волконской" (1872) Некрасов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм "Коробейники" и "Мороз, Красный нос". Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.
     Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу - к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа.
       Герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" (1865-1877) - все многомиллионное "мужицкое царство". Такой поэзии еще не бывало в России. Сознание нравственной "силы народной", предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.
    В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой"...
   Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.
Значение Некрасова - результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать "художество" как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов - художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, - как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его "односторонности". Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом "неласковой и печальной" музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.
    Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза "мести и печали" не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это - благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер. Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно, бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно выю. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова.
     Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык. Характерно, что русский модернизм, объявивший войну всем вообще традициям 60-х годов, Некрасова ставит очень высоко.

Произведения Николая Александровича Некрасова, имеющиеся в районной библиотеке:

Полное собрание сочинений: в 15-ти т. – Л., 1981-1984
Избранное. – М.:Профиздат,1995. – 352с. – (б-ка отечественной классики)
Избранные сочинения /сост., вступит. ст. и примеч. Н. Скатова; ил. худ. Д. Бровского. – М.: Худож. лит., 1987. – 607с.
Кому на Руси жить хорошо: поэма /худож. И. Годин; вступит. ст. Ю.В. Лебедева. – М.: Дет., лит., 2008. – 327с.
Лирика /сост. и примеч. А.М. Гаркави; предисл. К.И. Чуковского. – М.: Дет. лит., 1979. – 142с. – (Школьная б-ка)
Мертвое озеро: роман в 3-х ч. – Нальчик: Кн. изд-во «Эльбрус», 1989. – 557с.
Поэмы /рис. Г.С. Волхонской. – М.: Дет. лит., 2001. – 231с. – (Школьная б-ка)
Русские женщины: стихотворения и поэмы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. – 176с.
Современники: стихотворения /вступит. ст. Н.Н. Скатова; сост. В.В. Милюкова. – М.: Парад, 2007. – 704с. – (Новая б-ка рус. классики)
Стихи о любви. – М.: Эксмо, 2009. – 256с.
Стихотворения и поэмы /сост. авт. послесл. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
Я лиру посвятил народу своему: сборник /сост. К. Чаевская. – М.: Мол. гвардия, 1971. – 352с. – («Тебе в дрогу, романтик»)

Литература о Н.А. Некрасове:
Аникин, В. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» /В. Аникин. – 2- изд., испр. и доп. – М.: Худ. лит., 1973. – 100с.
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова /сост. и вступит. ст. Н.И. Якушева. – М.: Дет. лит., 1987. – 20с.
Скатов, Н.Н. Некрасов: современники и продолжатели /Н.Н. Скатов. – М.: Сов. Россия, 1986. – 336с.
Живые страницы Н.А. Некрасова в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах /сост. Б.В. Лунина. – М.: Дет. лит., 1974. – 447с.

Сын Сибири

СЫН СИБИРИ

 «Нам очень дорог большой мир этого писателя, в котором
легко и просто дышится, где далеко и ясно видно,
что человек – хозяин своего счастья»

(С. Наровчатов)   

Георгий Марков сибиряк не только по рождению. В Сибири прошли его детство и юность. Здесь он был на комсомольской и журналистской работе. Здесь началась, и многие годы продолжалась его литературная и общественная деятельность
  Закономерно, что все написанное Г. Марковым, сюжетно, тематически, проблемно связано с Сибирью – с ее природой и бытом, с первопроходческими и правдоборческими традициями сибиряков, с теми человеческими отношениями, которые складывались в ходе «обживания» Сибири, освоения ее природных богатств, развития ее промышленности, земледелия, культуры, с той особой ролью, какую отвела история этому краю в преобразующей работе народа, строящего небывалое в мире общество.
  Г. М. Марков родился 6 апреля 1911 года в селе Новокусково Томской области в семье охотника-медвежатника Мокея Фроловича и крестьянки Евдокии Васильевны. До 16 лет Георгий жил в тайге, занимался охотой, рыболовством, пас скот. Грамоте его обучали отец и брат. В возрасте 13 лет вступает в комсомол. Начинается активная общественная деятельность: сначала - председатель Асиновского бюро юных пионеров, затем - работа в томском горкоме комсомола, в газетах «Красное знамя», «Путь молодежи», «Томский крестьянин»
  В 1930—1932 годах учился на вечернем отделении Томского государственного университета, но не окончил его. В 1931—1941 годах Г. М. Марков на редакционной работе (редактор детского журнала «Товарищ» и газеты «Большевистская смена» в Новосибирске, газеты «Молодой большевик» в Омске).
При начале Великой Отечественной войны 18 июля 1941 года, по заявлению совместно с другими иркутскими писателями о том, что они вступают в ряды Красной Армии, записался добровольцем на фронт. Однако руководством ЗабВО был направлен служить в армейских газетах Забайкалья, где публиковал многочисленные прозаические произведения разных жанров. Был специальным корреспондентом газеты Забайкальского военного округа, а позже Забайкальского фронта. В 1943 году становится членом Союза писателей СССР. В составе 17-й армии Забайкальского фронта совершил поход через Хинган и стал участником и очевидцем разгрома Квантунской армии, отмечен боевыми наградами. После увольнения в запас 18 декабря 1945 года майор Г.М. Марков возвращается к писательской работе в Иркутске
В 1956 году переехал в Москву, где стал секретарём правления СП СССР, c 1971 года — первый секретарь, с 1977 года — Председатель правления. Председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры с 1979 года. Председатель комиссии по литературному наследию М. С. Шагинян. В январе 1989 года по собственному желанию ушёл с поста председателя правления СП СССР.
Сибирь стала сквозной темой всего его творчества - художественного, публицистического, литературно-критического. Его романы и другие произведения - от написанных в «шолоховском» возрасте в 1930-е гг. «Строговых», удостоенных в 1951 г. Сталинской премии, до опубликованных посмертно повести «Старый тракт» и воспоминаний о сибирской комсомольской юности «Не поросло быльем» - посвящены сибирским темам: историко-революционной героике начала XX в. («Сибирь»), первым послереволюционным коммунам в Сибири («Отец и сын»), разведке и освоению природных богатств Западной Сибири, в частности, нефти и газа («Соль земли»), старым партийным руководителям («Земля Ивана Егорыча») и новому поколению сибирских партийных работников («Грядущему веку»). Почти все романы его были экранизированы в советские годы (по «Строговым», «Соли земли» и «Грядущему веку» сняты многосерийные кинофильмы). В 1976 г. ему была присуждена Ленинская премия, денежную часть которой писатель в полном объеме перечислил на строительство библиотеки в родном селе Новокусково Асиновского района Томской области.
   Г. М. Марков умер 26 сентября 1991 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Личность Георгия Мокеевича Маркова – «тепло-светлая», её нельзя отделить от его книг, в нём самом – отделить политика от художника, его жизнь и судьбу – от Сибири. Родина – это ведь не только пространство, но и время. Время Маркова, сложное, трудное и прекрасное, наполненное борьбой и созиданием, трудом во имя светлых надежд и идеалов, ещё будет изучаться «беззлобно и с рассмотрением». У правды долгая и трудная жизнь, это верно. Но ведь всё-таки жизнь. А, следовательно, движение, похожее на возвращение к истокам после бессильного сплава по течению.

Произведения Г.М. Маркова имеющиеся в Центральной библиотеке:
Собрание сочинений [Текст]: в 5-ти т. / вступит. ст. И. Мотяшова. – М.: Худож. лит,, 1981-1982
Грядущему веку [Текст]: роман. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 301с.
Земля Ивана Егорыча. Завещание [Текст]: рассказ, повесть. – М.: Современник, 1986. – 94с.
К юности [Текст]. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 208с.: ил., порт. – (Писатель – молодёжь – жизнь)
Орлы над Хинганом [Текст]: повесть / худож. В. Муравьев; авт. статьи Г. Маркова. – М.: Сов. писатель, 1985. – 240с.: ил.
Отец и сын [Текст]: роман в 2-х кн.; Орлы над Хинганом: повесть. – Екатеринбург, 1994. – 344с.
Сибирь [Текст]: роман. – М.: Дрофа, 1994. – 560с.
Соль земли [Текст]: роман. – М.: Дрофа, 1993. – 522с.
Строговы [Текст]: роман / худож. А. Дудин. – М.: Худож. лит., 1986. – 574с. – (Классики и современники)

Литература о Г.М. Маркове:
Георгий Мокеевич Марков: биобиблиогр. указ. / сост. Л.С. Траксель; ТОУНБ им. А.С. Пушкина, Историко-краеведческий отдел. – Томск: Б.и., 2006. – 190 с. – (Жизнь замечательных томичей; Вып. 4). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://elib.tomsk.ru/elib/data/2011/2011-0129/2011-0129.pdf
Игнатов, Г. Родные края – Сибирь [Текст] / Г. Игнатов // Библиотекарь. – 1977. - № 4. – С. 47-49
Калёнова, Т. Сибирь его не забудет [Текст] / Т. Калёнова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
htt: www.lib.tomsk.ru/page/811/

Первооткрыватель русской истории

«Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии,
а как можно лучше мыслить, чувствовать, действовать,
любить добро, возвышаться к его источнику.
Чем далее живём, тем более объясняется для нас
цель жизни и её совершенство...
Делайте, что и как можете: только любите добро,
а что есть добро - спрашивайте у Совести»

                                                                                  Николай Карамзин

Николай Михайлович Карамзин — поэт, прозаик и историограф, создатель “Истории государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Он открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий! И Карамзин совершил его не столько в качестве исторического, сколько в качестве превосходного беллетрического таланта. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом.
Карамзин Николай Михайлович родился в 1766 в Симбирске.
Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.
Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства. В 1789 году опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия", отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера "О происхождении зла" (1786), "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1787).
С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии. Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой. Публикуя из номера в номер "Письма русского путешественника", Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы. В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести "Бедная Лиза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792), "Фрол Силин, благодетельный человек" (1791), "Лиодор" (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество.
Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя "писать как говорят", Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе "общественно-бытовой", язык еще надлежит создать. Изменение общественно-политической ситуации 1801—1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего, он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала "Вестник Европы" были опубликованы повести "Марфа Посадница" (1803), "Рыцарь нашего времени" (1802), "Моя исповедь" (1802), "Чувствительный и холодный. Два характера" (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.
В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.
Первый том "Истории государства Российского" был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов "Истории...". Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над "Историей..." Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..."
Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание.
Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.
Карамзинская "История..." не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.
Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи. Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России. Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут. Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века. Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
Произведения Н.М. Карамзина, имеющиеся в Центральной библиотеке:
Сочинения: в 2-х т. Т.1: Автобиография. Письма русского путешественника. Повести / сост. вступит. ст. и коммент. Г.П. Макагоненко. – М.: Худож. лит, 1984. –. – 670с.
Сочинения: в 2-х т. Т. 2: Критика. Публицистика. Главы из «Истории государства Российского»/ сост. вступит. ст. и коммент. Г.П. Макагоненко. – М.: Худож. лит, 1984. –. – 454с.
Избранные статьи и письма. – М.: Современник, 1982. – 352с.
Бедная Лиза. – М.: АСТ; Владимир: Астрель; ВКТ, 2008. – 124с.
История государства Российского: в 12-ти т. / предисл. подгот. текста В.Б. Муравьёва. – М.: Московский рабочий, 1993-1994.
Марфа-посадница: повести; Главы из «Истории государства Российского». – Л.: Худож. лит., 1983. – 432с.
Наталья, боярская дочь: повести. – М.: Сов. Россия, 1988. – 96с.
Письма русского путешественника / вступит. ст. Г.П. Макогоненко; прим. М.В. Иванова. – М.: Правда, 1988. – 544с.
Рыцарь нашего времени: поэзия, проза, публицистика / вступит. ст. и примеч. Т.А. Алпатовой. – М.: Парад, 2007. – 848с.
Литература о Н.М. Карамзине:
Краткая биография: Карамзин Николай Михайлович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vsekratko.ru/biography/karamzin/
Коровин, В.Л. Карамзин Николай Михайлович // Православная энциклопедия. Т. ХХХI. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. – С. 10-17. – 752с.
Хапилин К. Памятник души и сердца моего / К. Хапилин
// Молодая гвардия. - 1996.- N7. - С.217

Богомолов

   

МОМЕНТ ИСТИНЫ ВЛАДИМИРА БОГОМОЛОВА

Владимир Осипович один из самых «закрытых», «загадочных» писателей нашего времени. Его произведения вошли в золотой фонд русской литературы ХХ века, а знаменитый роман «Момент истины (В августе сорок четвертого…)» единодушно признан одной из лучших книг о Великой Отечественной войне.
   Владимир Осипович Богомолов родился 3 июля 1926г. в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. В 1952 г., демобилизовавшись из армии, Богомолов экстерном оканчивает среднюю школу и начинает обучение в МГУ, избрав специальность «Русская литература».
   Творческий путь Владимира Осиповича Богомолова начинается в 1958 г. с его дебюта в журнале «Знамя» с повестью «Иван». Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от «Сына полка» В.Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. В это же время появляется ряд рассказов Богомолова на военную тему, тоже ставших классикой военной прозы, а еще через пять лет выходит повесть «Зося» о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности ее воплощения. «Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…»
   Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963). Самое большое и знаменитое его произведение – роман «В августе сорок четвертого…» (второе название – «Момент истины»), законченный в 1973 году. Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Повествование ведется от лица разных героев, в текст романа включены фронтовые документы, при этом остродинамичный сюжет не дает читателю ни на минуту оторваться от повествования. Один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков. …
   В середине 1990-х годов Богомолов резко выступил против очернения подвига русского солдата в годы Великой Отечественной войны, мечтая написать публицистическую книгу «Срам имут и живые, и мёртвые, и Россия». Богомолов и в жизни был человеком храбрым и сильным. Мало кто знает, что в начале 1990-х годов на него в подъезде дома напали бандиты, пытаясь вырвать из рук писателя кейс. Писатель отбивался до потери сознания. Потом врачи наложили ему на лицо девять швов.
   Богомолов всегда отказывался от всех премий и наград. В 1975 году он категорически потребовал, чтобы его имя вычеркнули из числа соискателей Госпремии СССР. В 1984 году писатель отказался получать орден Трудового Красного Знамени. А в 2001 году он не стал принимать премию Андрея Синявского «За достойное поведение в литературе». В письме в «Новую газету» в 2001 году Богомолов так объяснял свои поступки: «Принять эту премию [Синявского. – В.О.], как, впрочем, и любую другую, я не могу в силу своих убеждений. Я убеждён, что литературное произведение после опубликования должно жить самостоятельно, без каких-либо подпорок и поддержек, а автор должен обходиться без каких-либо поощрений, без различных ярлыков и этикеток».
  В 1993 г. выходит еще одно произведение Богомолова — повесть «В кригере», ставшее последним в его творческом списке. Умер В.О. Богомолов 30 декабря 2003 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Произведения В.О. Богомолова, имеющиеся в Центральной библиотеке:
В августе сорок четвёртого….(Момент истины) [Текст]: роман. – М.: Вече, 2008. – 512с. – (Военные приключения)
Иван. Зося [Текст]: повести / худож. В. Алексеев. – М.: Современник, 1985. – 77с. – (Отрочество)
Момент истины (В августе сорок четвертого…) [Текст]: роман. – М.: Современник, 1988. – 414с. _ (Б-ка советского романа)
Сердца моего боль [Текст]. – Мол. гвардия, 1985. – 543с.
Литература о В.О. Богомолове:
Краткая биография В.О. Богомолова [Электронный ресурс]
/ Internet. – Режим доступа: http://litirus.ru/biografiya/kratkaya-biografiya-bogomolov-v.o.html
Биография В.О. Богомолова [Электронный ресурс] / Internet . – Режим доступа http: //stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/vladimir-osipovich-bogomolov.html

Страница 18 из 25

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

 

   

Поиск

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Советует читатель

© 2012 МБУК "МЦБС" Соль-Илецкого района. Все права защищены.